Текстовая версия выпуска
BUSINESS&CLOUD: Здравствуйте! Меня зовут Евгений Бессонов. Сегодня у меня в гостях руководитель направления облачных решений компании Treolan, входящей в состав группы компаний ЛАНИТ, Заур Абуталимов. Поскольку, насколько я знаю, твоя компания занимается дистрибуцией различных решений, не мог бы ты рассказать немножечко об этой компании? Чем она занимается?
Заур Абуталимов: Конечно. Treolan – это компания, которая входит в группу компаний ЛАНИТ. Я думаю, о ЛАНИТе все участники IT-рынка прекрасно знают. Это крупнейший системный интегратор. Сам же Treolan – это крупнейший широкопрофильный IT-дистрибьютор, я бы так сказал. Занимается дистрибуцией в первую очередь железа, программного обеспечения, в последнее время и облачных решений. Так как я – руководитель направления облачных решений, то, пожалуй, буду в основном рассказывать о них. Среди наиболее популярных облачных решений, дистрибуцией которых мы занимаемся, можно отметить облачные решения Microsoft, Office 365, Windows Azure (сейчас уже правильнее называть Microsoft Azure, они отошли от Windows).
BUSINESS&CLOUD: Ну да.
Заур Абуталимов: Также некоторые облачные решения российских облачных провайдеров.
BUSINESS&CLOUD: Ясно. Скажи, пожалуйста, какой размер компаний ваших клиентов? Или, наверное, правильнее назвать «партеров»?
Заур Абуталимов: Да, все верно. Мы как дистрибутор с конечными заказчиками не работаем, работа осуществляется через наши партнерские каналы, поэтому правильнее будет говорить о конечных заказчиках, то есть о непосредственных клиентах наших партнеров. Тут я могу сказать, что компании абсолютно разного уровня, как самые большие госкомпании, так и компании из сектора SMB, 5-10 человек. Если говорить о компаниях, которые приобретают именно облачные решения, то тут, конечно, по большей части SMB-сегмент.
BUSINESS&CLOUD: Все-таки SMB. Крупные еще не идут в облако? Или какая причина?
Заур Абуталимов: Крупные компании чаще всего создают облачные решения сами под себя. Хотя есть яркие примеры, когда крупные компании также пользуются публичными облаками, но их мало.
BUSINESS&CLOUD: Ясно, спасибо. А какие это секторы экономики?
Заур Абуталимов: Тут тоже ответ будет «абсолютно все». Это и медицина, и здравоохранение, если говорить о госкомпаниях, и образование. Если говорить про частные компании, то абсолютно из любого сектора экономики.
BUSINESS&CLOUD: С точки зрения бизнеса: какие выгоды бизнес получает благодаря облачным услугам?
Заур Абуталимов: Я повторюсь, это много раз везде описано. Во-первых, естественно, экономические выгоды. Это мобильность, надежность, технологичность. Еще один самый главный момент – масштабируемость. Что это означает? Это означает, что в зависимости от потребностей бизнеса можно увеличивать или уменьшать необходимый в данный момент бизнесу ресурс. Что, соответственно, ведет еще и к экономии.
BUSINESS&CLOUD: Все ли экономят, когда переходят в облака? Является ли это некоей панацеей, решением, которое всегда гарантирует экономию бюджета?
Заур Абуталимов: Нет, это не так. Это не во всех случаях гарантирует экономию бюджета. Здесь вмешивается сразу несколько факторов, влияющих на это. Почему все-таки выбираются облачные решения, если они не всегда экономически выгодны? Потому что если нужно развернуть инфраструктуру «здесь и сейчас», лучшего решения, чем облако, не найти. Если это разворачивать самостоятельно, во-первых, нужно закупать оборудование, нужно привлекать каких-то специалистов. Это может растянуться на полгода, а то и на год.
BUSINESS&CLOUD: Понятно. Какие, на твой взгляд, на сегодняшний день есть барьеры у потенциальных клиентов при принятии решения о переходе в облако?
Заур Абуталимов: Я буду больше говорить о российском рынке облаков.
BUSINESS&CLOUD: Да, конечно.
Заур Абуталимов: Тут были и остаются барьерами такие вещи, как нежелание хранить свои данные в ЦОДе сторонней компании. Это во-первых. На самом деле, тут тоже много причин, хотя, на мой взгляд, в плане безопасности облачные провайдеры в большинстве случаев на порядок безопаснее, чем если хранить данные у себя. Потому что это их ключевое, основное направление, они этим занимаются, они в этом хорошо понимают.
BUSINESS&CLOUD: Как раз про персональные данные зашла речь. Всем известный федеральный закон 242-й уже вступил в силу...
Заур Абуталимов: Нет, вступит в силу 1 сентября.
BUSINESS&CLOUD: Да, с 1-го сентября вступает в силу, который говорит о том, что персональные данные граждан Российской Федерации теперь должны храниться на территории Российской Федерации. Можно как-то в целом прокомментировать с точки зрения бизнеса вашей компании?
Заур Абуталимов: Конечно, можно. Если говорить непосредственно о бизнесе нашей компании, то напрямую, конечно же, закон на нас как таковой не сильно влияет, потому что мы – не оператор персональных данных, не провайдер персональных данных. Мы храним только персональные данные, условно говоря, наших сотрудников. Что касается наших конечных заказчиков, то тут наблюдается некое падение продаж облачных сервисов зарубежных облачных провайдеров, которые предлагают хранить данные в облаках за рубежом. Но при этом есть и другая сторона медали: увеличивается интерес к облачным услугам российских провайдеров с Дата-центрами на территории России.
BUSINESS&CLOUD: Это сейчас речь идет о 242-м. Еще 152-й.
Заур Абуталимов: Что касается 152-го закона, то он регламентирует, как оператор должен хранить персональные данные. Тут основные требования – наличие аттестации и сертификации контролирующих органов ФСТЭК и ФСБ.
BUSINESS&CLOUD: Понятно. То есть у хостинг провайдера должны быть необходимые...
Заур Абуталимов: Естественно, да. У хостинг провайдера должны быть необходимые аттестаты и сертификаты. Чаще всего, если говорить об облачных хостинг провайдерах, они уже позволяют хранить персональные данные у себя в соответствии со 152-м законом
BUSINESS&CLOUD: Соответственно, у вас этот вопрос решен, правильно я понимаю?
Заур Абуталимов: Я еще раз повторюсь, что мы не являемся, по сути, ни оператором, ни провайдером. Мы – некое звено в цепочке продаж, скажем так, ключевое звено. Но непосредственно персональными данными конечных заказчиков, с которыми работают наши партеры, мы не оперируем.
BUSINESS&CLOUD: Понятно. Коли речь зашла у нас про зарубежный хостинг, сейчас отмечается тенденция перехода от зарубежного хостинга к нам, в Россию. Насколько я знаю, сейчас компания Microsoft тоже движется в этом направлении. И она организовала некую партнерскую программу, Cloud OS Network. Можно немножечко про это рассказать?
Заур Абуталимов: Конечно. Вначале я сделаю ремарку: как могут действовать зарубежные компании в условиях вступления в силу 242-го федерального закона? На самом деле, вариантов немного: либо строить свой ЦОД на территории Российской Федерации, либо не хранить персональные данные, то есть отказаться от заказчиков. Я не ошибусь, если скажу, что компания Microsoft, если говорить о Российской Федерации, один из лидеров облаков в России, если брать зарубежных провайдеров. Они здесь пошли еще дальше: они, видимо, по внутренним причинам, все-таки решили не разворачивать здесь свой ЦОД, а решили действовать через свою достаточно большую сеть партнеров, предлагая им бесплатное программное обеспечение, которое позволяет пользоваться технологиями Microsoft, но уже в ЦОДах ее партнеров на территории России.
BUSINESS&CLOUD: То есть это тот же Azure, к которому привык весь мир, или это специальная версия для России?
Заур Абуталимов: Если судить о комментариях Microsoft, о которых они говорят, они очень схожи. Единственное, в нашем, скажем так, российском Azure нет таких специфических сервисов, как сервисы машинного обучения, системы анализа больших данных. Но в целом они идентичны, все основные моменты совпадают.
BUSINESS&CLOUD: Заур, я хотел бы уже завершать нашу передачу, сегодняшний выпуск. Можно ли подвести некий итог? Какие выгоды бизнес получает при работе с этой платформой Azure здесь, в России? Российские компании.
Заур Абуталимов: По моему опыту, очень многие российские компании пользуются облачными сервисами Microsoft. Если бы не было этой программы, у многих компаний не осталось бы выбора, кроме того как отказываться от решений Microsoft и переходить, пользоваться услугами российских облачных провайдеров или каких-либо других. Тут же есть вариант по-прежнему пользоваться облачным решением Microsoft. Это эффективно, выгодно. В качестве яркого примера можно привести облачное решение Microsoft Office 365. Как Вы знаете, в Office 365, помимо стандартных офисных приложений, которые можно установить непосредственно на свою локальную машину, есть еще онлайн-сервисы, такие как Exchange Online, SharePoint Online, Skype для бизнеса online. В данном случае получается некий симбиоз. Российский заказчик может пользоваться Office 365. Соответственно, локальные офисные приложения использовать, как есть, из Office 365, онлайн-приложения, онлайн-сервисы брать из партнерских ЦОДов.
BUSINESS&CLOUD: Замечательные выгоды. То есть, по сути, клиент ничего не теряет, если переходит из Azure от Microsoft из-за рубежа к нам, в Россию?
Заур Абуталимов: По сути, так и есть.
BUSINESS&CLOUD: Замечательная новость. Что ж, спасибо большое, было приятно пообщаться!
Заур Абуталимов: Вам спасибо.
BUSINESS&CLOUD: Всего хорошего, до скорых встреч!