Текстовая версия выпуска
BUSINESS&CLOUD: Всем привет! Меня зовут Евгений Бессонов, это передача Business&Cloud. Говорим про облачные услуги и сервисы для бизнеса, про тренды, подводные камни и преимущества. Поехали!
Здравствуйте! Сегодня у меня в гостях генеральный директор компании «Облакотека» Максим Захаренко. Привет, Максим!
Максим Захаренко: Привет, Жень! Спасибо, что пригласил!
BUSINESS&CLOUD: Спасибо, что нашел время! У меня такой первый вопрос: обычно гость коротко рассказывает про свою компанию. Можешь рассказать коротко о том, чем занимается ваша компания?
Максим Захаренко: У нас, может быть, не очень простая компания. В 2012-м году в руководстве группы компаний MONT, это крупнейший дистрибутор программного обеспечения в России, появилось такое ощущение, что мир начинает меняться. Это было 3 года назад, когда еще активных изменений не было. Но уже тогда родилась идея, что партнерской сети, которая занимается распространением программного обеспечения, в будущем мире потребуется что-то новое. Им нужно дать не только софт, как сегодня, но и сервисы. Те самые облачные сервисы, которые через несколько лет станут очень актуальными. Так была образована компания «Облакотека». Это было 3 года назад. Целью создания «Облакотеки» было создание, развитие и интеграция различных облачных сервисов, чтобы их можно было использовать для организации IT-инфраструктур компаний. Широкого спектра компаний, прежде всего, малого и среднего бизнеса, для каких-то решений компаний крупного бизнеса и так далее. Мы ничем сегодня не ограничиваемся, никакими рамками, но тем не менее задача – сделать эти сервисы и дать их в удобной форме партнерам.
BUSINESS&CLOUD: Ясно. У нас программа больше для бизнеса. Какие, на твой взгляд, основные преимущества дают облака для бизнеса?
Максим Захаренко: Чем дальше, тем понятнее, мне кажется, становится всем, что облака очень удобные. Что организация IT-инфраструктуры по облачной модели очень удобна со всех точек зрения. Те самые мысли, которые есть на тему того, что это небезопасно, ненадежно и так далее, они постепенно уходят в связи с практикой. Практика развивается, кейсы появляются, довольно многие компании уже используют.
BUSINESS&CLOUD: То есть «посмотрите на них, у них все работает»?
Максим Захаренко: Да, конечно. Преимущества очень просты: прежде всего это гибкость. Вы можете быстро что-то изменить, добавить мощность или какое-то новое решение, заменить одно решение на другое, перейти с одного решения на другое, переехать от одного провайдера к другому и так далее. Это дает ту самую свободу и удобство IT-инфраструктуры, которые сегодня, как известно, дают преимущества бизнесу. Сегодня бизнес развивается в основном за счет своих технологий. Если у вас лучше технологии, вы в своей отрасли будете иметь возможность выдерживать конкуренцию. Поэтому IT-инфраструктура в виде облачной гибкой, удобной, не очень дорогой в текущем обслуживании системы – это преимущество. На фоне стандартного подхода, когда в офисе организуется так называемая пыльная аппаратная или какой-то ЦОДик, и там громоздится это железо, и все это как-то быстро выходит из строя, все это требует постоянного апгрейда, больших постоянных затрат. Преимущество гибкости и удобства очевидны.
BUSINESS&CLOUD: Что бы ты еще назвал, помимо гибкости? Гибкость – ОК, это понятно.
Максим Захаренко: Второе – как раз безопасность, как это ни странно. Если взять сегмент малого и среднего бизнеса, не крупный сегмент (там есть свои офицеры по безопасности, свои подходы, методы и какие-то используемые решения), в SMB ситуация с безопасностью очень плохая. Если IT-инфраструктура организована стандартным традиционным образом, то мы все знаем, сейчас, например, ходит такой вирус-шифровальщик, который шифрует данные на ПК, ноутбуках. И, соответственно, вымогает деньги. Это сейчас повсеместная проблема. Все IT-компании ей очень сильно озабочены, потому что он как-то модифицируется. Он приносит много проблем. Если все ваши данные находятся в облаке, то резервное копирование является обязательной частью. И если даже что-то случилось с вашими текущими данными, всегда можно поднять из резерва или переключиться на какую-то резервную площадку и так далее.
BUSINESS&CLOUD: Понятно. Ты говоришь про SMB, с ним все понятно. Они, на мой взгляд, не могут себе позволить даже дорогое оборудование, высококвалифицированных специалистов. А вот что касается крупного бизнеса – там они могут себе это позволить, да? Твое мнение.
Максим Захаренко: У меня есть такой график, где по одной шкале размер компании, а по другой шкале – конкурентность рынка, на котором она работает. Вот чем меньше компания и чем конкурентнее рынок, тем большую долю облачных ресурсов они используют, тем легче и гибче они подходят к облаку. Чем менее конкурентный рынок и чем больше компания, тем меньше они используют каких-то внешних, по крайней мере, облаков. Для крупных компаний есть традиционные подходы – это создание различных гибридных решений, когда основная или корень-инфраструктура расположена внутри компании, в ЦОДах крупных компаний, а какие-то второстепенные, не очень важные или какие-то временные проекты могут использоваться на внешних ресурсах, причем именно с целью того, что неизвестно, насколько, неизвестно, когда, неизвестно, почему. Чтобы это все разместить внутри своей системы, нужно пройти 7 кругов ада согласований или бюджетирование, не дай бог, изменить, или еще что-то. А так можно быстро за недорого где-то взять.
BUSINESS&CLOUD: Оригинальная штука, здорово! Давай поговорим про вашу интересную модель. Вы напрямую, насколько я понял, не продаете? У вас акцент сделан именно на партнерскую сеть. Почему вы выбрали такой, скажем прямо, сложный путь? С чем это связано?
Максим Захаренко: Отчасти, как я говорил, это была цель создания компании. Это не сам по себе бизнес, который бы приносил выручку на реализацию облачных сервисов. Цель немножко другая была, цель была создать бизнес, который бы приносил деньги на удобстве работы партнеров. Мы изначально к этому стремились, это раз. Два – мы относительно уникальны. Конечно, и у других провайдеров есть партнерские программы, но вот где не Cloud First, а Partner First, в таком, я надеюсь, мы пока одни из лидеров, так скажем аккуратно. Когда вы хотите предлагать IT-инфраструктуру для компаний и полностью обслуживать эту IT-инфраструктуру, то облачному провайдеру придется содержать довольно большой штат специалистов по разным сервисам и так далее. И тут возникает вопрос эффективности: сколько компаний вы сможете обслужить как сервис-провайдер при определенном штате? Известно, что основные расходы – это, условно, железо и, условно, сотрудники. У них зарплаты, это IT-специалисты, довольно дорого все. Мы пошли по другому пути. Условно, если средний сервис-провайдер может обслужить 300 компаний, 500 компаний, то если вы работаете через партнерскую сеть, то вы можете обслужить 300-500 партнеров. Соответственно, у вас будет порядка 3-5-ти тыс. конечных компаний. Это дает некоторое ускорение количественного развития этих инфраструктур или конечных клиентов, которые у вас размещены. Это 2-уровневая сеть, которое дает это ускорение. Такая была цель. Да, конечно, приходится делиться, там должны быть интересные партнерские условия для партнеров.
BUSINESS&CLOUD: Да, хотел спросить, партнерам какие плюшки?
Максим Захаренко: У нас есть много разных программ, они могут работать, как им удобно. Есть агентская программа, по которой они могут просто приводить клиента и получать вознаграждение, оказывая поверх инфраструктурных собственные услуги, например, администрирование или поддержка какого-то программного обеспечения, самостоятельно, по своему договору и так далее, мы даже не знаем, что там происходит. А самая модель сегодня – это когда каждый из этих партнеров... Кто такой партнер? Партнер – это профессионал IT-рынка. Это системный интегратор, IT-аутсорсер, консультант, разработчики программного обеспечения и так далее. Они сегодня работают с клиентом и обслуживают их IT-инфраструктуру on premise. Он тоже понимает, что там тоже есть некоторые сложности, тупик, клиенты не покупают, все хорошо работает, долго и так далее. Поэтому если есть возможность добавить туда какие-то новые сервисы и как-то по-другому что-то заменить, то есть, грубо говоря, что-то еще продать... Причем облачный сервис дает партнеру постоянный доход. Если вы продали один раз, то чтобы второй раз продать, вам нужно приложить много усилий. Если вы все-таки уже внедрили облачный сервис, то, соответственно, по чуть-чуть клиент платит, ему это не напряжно. А партнеру это, соответственно, постоянно какой-то доход. Самая интересная модель – это, конечно, White Label. Это когда «Облакотеки» не существует, а каждый партнер сам является облачным провайдером. Компания IT-профессионал Cloud предоставляет свой Cloud, какое-то решение, комплексное, такое, сякое, заворачивает наши и не только наши, еще чьи-то услуги в один пакет и предоставляет этот сервис клиенту, включая свои услуги тоже. У него очень большая гибкость, довольно удобно все это получается. И каждый становится IT-прокомпанией (10.41) современного типа.
BUSINESS&CLOUD: Я правильно понимаю, эта компания-партнер может даже не иметь собственного оборудования, не пользоваться облачными технологиями, но под вашим брендом...
Максим Захаренко: Под своим брендом.
BUSINESS&CLOUD: Под своим брендом использовать ваши сервисы?
Максим Захаренко: Да. Она делает то, что умеет делать. Например, она умеет администрировать. Она берет мощности у нас, добавляет свои услуги администрирования, технической поддержки, и все это вместе продает, например, как «облачная IT-инфраструктура для малого бизнеса . Один пользователь – 1500 рублей в месяц». Все, 3- пользователей – 45 тыс. рублей в месяц.
BUSINESS&CLOUD: Расширяет портфель и становится конкурентным.
Максим Захаренко: Да, абсолютно. Мало того, региональные компании имеют возможность выхода на московский и питерский рынки. Они могут удаленно обслуживать IT-инфраструктуру. У нас, например, есть очень хорошая компания из Рязани, они как раз так и делают. Они обслуживают московские компании в ЦОДе ..... (11.43), но сами они находятся в Рязани. Такая модель.
BUSINESS&CLOUD: Здорово. Хотел еще спросить, какие облачные услуги сейчас наиболее востребованы и популярны у бизнеса? Топ-3 или топ-5.
Максим Захаренко: Традиционно самое сложное – это менять user experience. Пользователи умеют работать в чем-то – это нельзя трогать. Первое – это 1С. Самый облачный сервис сегодня – это 1С. Второе – это различные терминальные рабочие столы...
BUSINESS&CLOUD: Чтобы нашей аудитории было понятно, 1С – имеется в виду аренда программного обеспечения по модели SaaS, да? Или что имеется в виду?
Максим Захаренко: Имеется в виду использование 1С в облаке. Не локально размещенной, а где-то в облаке. А дальше вариантов может быть много. Чаще всего это терминальные различные режимы, когда толстый клиент работает в облаке, его обслуживает компания, опять же партнер, а конечный клиент видит тот же самый экранчик, только не у себя на компьютере, а через терминал.
BUSINESS&CLOUD: Все понятно.
Максим Захаренко: При этом консолидированные данные, там очень много преимуществ, я просто сейчас не успею все это рассказать.
BUSINESS&CLOUD: ОК, 1С.
Максим Захаренко: 1С, потом Office, различные традиционные офисные пакеты. Потом начинается третье, а может быть, второе – это коммуникации. Облачный АТС, например, это очень ходовая модель сегодня, городить облачный АТС в SMB, опять же, не имеет вообще никакого смысла, потому что это коммуникация, нужен хороший канал, хорошая связанность и так далее, хорошая переадресация на все возможные филиалы, точки и так далее. Очень хорошо идет облачный АТС. Дальше уже в ассортименте CRM, безопасность как сервис, как ни странно. Например, облачный антивирус, который там где-то стоит, вы за него какие-то денежки платите потихонечку, а он на самом деле проверяет все подряд. И то, что у вас в облаке, и то, что на компьютерах есть.
BUSINESS&CLOUD: Это к вопросу, если SMB не готов тратить большие деньги на безопасность, это прямо продукт для них?
Максим Захаренко: Да. В облаке для SMB в любом случае безопаснее, чем они могут себе это организовать сами. Все говорят, что все-таки можно в офисе организовать лучше. Можно, но никто не организовал. Потому что это дорого и сложно. Из-за не теории, а практики этой безопасности в облаке, конечно, это все безопаснее. Потому что там это автоматически и всегда делается как обязательное.
BUSINESS&CLOUD: ОК. Кстати, безопасность, по моему опыту, это один из таких важных барьеров у потенциального клиента, когда мы ему предлагаем облака. То есть мы говорим: «Вот, воспользуйтесь такой услугой». – «Нет, у вас там небезопасно». ОК, с этим мы более-менее выяснили, что уже есть кейсы, есть требования по безопасности к дата-центрам и так далее, плюс технология виртуализации, все это уже давно решено. Просто пора уже этим пользоваться, ребята. Еще есть такой важный барьер – это гарантии. Все любят гарантии. Даете ли вы какие-то гарантии вашим клиентам, что 1С будет работать, что почта будет работать и так далее?
Максим Захаренко: Да. То, чего нет в небольших IT-инфраструктурах, это понятия SLA. SLA – это понятие уровня сервиса или гарантии качества. Там описывается в деталях, что и как будет работать.
BUSINESS&CLOUD: В договоре, юридически?
Максим Захаренко: Да. И за это мы несем ответственность. Может быть, это не очень высокая финансовая ответственность, но мы всегда сравниваем с ситуацией в on premise. Там нет никакой ответственности, кроме личной ответственности специалиста, может быть. А если это приходящее физическое лицо, то вообще никакой ответственности. Мы несем ответственность, и для нас она существенна, это раз. Два – поскольку мы все это описали, мы этим занимались, и мы это делаем. На фоне того, что можно организовать в on premise, в облаке производится сильно больше различных мероприятий по обеспечению качества и безопасности.
BUSINESS&CLOUD: ОК. Сейчас все продолжают говорить про 152-й федеральный закон, про 242-й федеральный закон, и в прошлом, и в позапрошлом году, уже давно. Но сейчас уже подошло время, когда 242-й закон вступает в силу, с 1-го сентября.
Максим Захаренко: Да, прекрасная тема персональных данных в России, она многогранна и абсолютна.
BUSINESS&CLOUD: Интересует твое мнение.
Максим Захаренко: Есть 152-й закон, по которому все информационные системы должны быть обязательно защищены. Он фактически не выполнен. В 95-ти % случаев в SMB, но никто ничего не делает. Каждая 1С-ка должна быть защищена, но никто даже не озаботился этой проблемой. Грубо говоря, его исполнение хромает. К нему теперь есть изменение в виде 242-го ФЗ, когда все эти системы персональных данных должны быть возвращены в Россию или размещены в России. Это очень хороший закон. Во-первых, он дает нам некоторые преимущества как российским провайдерам перед международными, в том числе гигантскими провайдерами. И он, безусловно, будет запущен в действие. 1-го сентября это произойдет или, как известно, по поручению руководства страны сейчас рассматривается вариант переноса. Ну, перенесется насколько-то, может быть, месяц. Я думаю так. Он рано или поздно, в ближайшее время, будет принят. И потребуется его исполнение, безусловно. А дальше, как будет проверяться его исполнение, это вопрос дискуссионный. Сегодня очень мало разъяснений на тему, как это будет все работать и как это будет трудиться, но крупные компании точно этим законом озабочены. И очень многие компании сегодня переносят свои данные в Россию. По крайней мере, ведут проекты выбора поставщика таких решений.
BUSINESS&CLOUD: Хотел продолжить эту тему. Известно, что Microsoft развивает свою партнерскую сеть в России, Cloud OS Network Russia, для того чтобы соответствовать 152-му, 242-му законам, всему, что касается персональных данных. Поскольку у них своих ЦОДов здесь нет, он решил пойти по пути партнерской сети. Насколько я знаю, твоя компания попала в эту программу. Можешь рассказать немножечко про то, что это за партнерская сеть, какая ваша роль, как это выглядит для бизнеса?
Максим Захаренко: Программа Cloud OS Network – международная. Microsoft сегодня развивается в такой глобальной парадигме, которая называется Cloud OS, или сейчас они это называют Cloud Platform, сейчас это еще как-то будет называться, названия меняются, но суть не меняется. Она заключается в том, что IT-инфраструктура будет размазана по всему миру в следующем виде: какая-то часть будет on premise, какая-то часть будет в Azure, какая-то часть будет у партнеров типа нас. Чтобы все это было прозрачным, Microsoft сегодня тратит очень много сил на создание средств управления и прозрачной миграции, контроля, мониторинга всех этих элементов из единого центра. Это общий подход. Соответственно, партнеры, так называемые участники этой COSN программы должны внедрять у себя эти средства и быть частью этой экосистемы. Но тогда они получают доступ ко всей этой экосистеме. Немножко отдельно стоит программа COSN Russia. Это программа, которая работает только в России, и она как раз подразумевает следующее: развитие этих самых партнеров в правильной модели, в правильной технологической и маркетинговой парадигме, чтобы они могли принять элемент этой IT-инфраструктуры и его соответствующим образом поддерживать, качественно, сервисно и так далее. Там довольно жесткие условия, какую платформу надо строить, какой сервис надо оказывать и так далее. Вот что такое программа COSN Russia. Поскольку довольно много компаний, в том числе таких международных гигантов, заинтересованы в том, чтобы выполнить 242-й ФЗ, то они все обращаются напрямую к Microsoft. Они говорят: «Что нам делать? Мы не хотим уходить с Microsoft, мы хотим продолжать с вами сотрудничать». Они говорят: «ОК. У нас есть российские альтернативы наших продуктов, которые сейчас за рубежом. Пожалуйста, выбирайте себе одного из провайдеров и используйте их. Мы там все проверили, там все в порядке». Вот такая общая идея.
BUSINESS&CLOUD: То есть, по сути, такая франшиза от Microsoft?
Максим Захаренко: Я не знаю, насколько юридически правильно говорить эти слова. Используется термин «альтернатива Azure», «альтернатива Office 365».
BUSINESS&CLOUD: И эта альтернатива уже есть в России?
Максим Захаренко: Уже есть, работает, уже даже у нескольких партнеров.
BUSINESS&CLOUD: Уже клиент, что называется, пошел.
Максим Захаренко: До 1-го сентября уже меньше месяца, я не знаю, когда выйдет программа.
BUSINESS&CLOUD: ОК. К сожалению, время уже подходит к концу, мы ограничены. Какие, на твой взгляд, сейчас есть тенденции на облачном рынке и что будет пользоваться большим спросом в ближайшее время? Может быть, в ближайший год или два?
Максим Захаренко: 3 года развитие облачного рынка было не взрывное. Оно росло, оно росло на десятки процентов, это очень хорошо для любого рынка, но хотелось, конечно, большего взрыва, прямо капитального. Я думаю, может быть, это время сейчас подходит, потому что сошлось сразу несколько ситуаций. Первое – это технологическое развитие. Вроде есть продукты, есть кейсы, есть партнеры, которые уже поняли, что это выгодно, удобно, что это дает им доход и так далее. У нас уже сформировалась партнерская сеть порядка 200-т партнеров, которые активно работают со своими клиентами. С другой стороны, 242-й ФЗ и общая изоляция по разным вопросам России от всего мира и возможность развития альтернативы здесь. Российский облачный рынок сегодня получил определенные преимущества на фоне, если бы все было ровно. Кризис, который продолжается, усугубляется, сейчас опять какая-то очередная волна началась, когда кабиксы (22.38), большие расходы можно заменить на небольшие в более удобном месте, в более гибком варианте и так далее, они начинают действовать. Причем не только в SMB, но и в более крупных компаниях. Мы участвовали в конференции в одном из регионов, там руководитель IT всего региона, регионального IT, явно прямо сказал своим подчиненным следующее: «Ребята, если вы хотите внедрить какую-то новую систему, вам придется доказать преимущество ее закупки относительно использования в облаке».
BUSINESS&CLOUD: То есть считаются с облаком уже.
Максим Захаренко: Это я Вам рассказываю конкретную ситуацию с конкретным регионом, это Удмуртская Республика. Там руководитель сказал следующее: «Либо вы используете облако, либо, если вы хотите что-то строить on premise, то доказывайте, что это эффективнее, чем облако». А доказать это, я думаю, будет не очень просто.
BUSINESS&CLOUD: Здорово! Спасибо большое! Очень рад, что ты потратил на нас время, нашел это время. Большое тебе спасибо! Счастливо!
Максим Захаренко: Вам удачи и вашей программе.
BUSINESS&CLOUD: Спасибо!